Весь мир Вашими глазами!
Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 37
8 (351) 263 56 47
8 (351) 247-64-54

Магическое притяжение Мексики

Задолго до того, как Колумб открыл Новый Свет, на «неведомом» континенте существовала высокоразвитая культура, корни которой уходят в глубь тысячелетий. Задолго до того, как испанцы сравняли с землей столицу ацтеков и погубили процветающую культуру этого народа, на полуострове Юкатан уже прекратило свое существование государство майя. Об этих культурах европейцы и не подозревали, пока не нашли в диких лесах потрясающие архитектурные сооружения: храмовые комплексы, пирамиды, обсерватории, поля для игры в мяч, удивительные дороги. 
 
За 300 лет владычества испанцы максимально стерли всю историю магической Мексики,  сожгли древние рукописи, летописи и грамоты, посчитав их языческими. Из древних документов, сожженных по приказу Диего де Ланда,  уцелели лишь 4 рукописи, ныне хранящиеся в европейских музеях. Сведения о жизни, быте, религии, обычаях и познаниях индейцев очень скудные, поэтому история доиспанских народов до сих пор хранит много загадок, тайн, легенд и домыслов. У историков до сих пор ведутся споры: откуда на Юкатане взялись древнейшие многотонные базальтовые головы, черты лица которых больше похожи на негроидные и выдают их африканское происхождение? Или изображения викингов на барельефах храма Ягуара. Как они там появились?
 
Большая загадка – сами индейцы майя. Они своим видом отличаются от потомков ацтеков (ацтеки сухощавые, с орлиным носом). Почти все представители майя низкорослые, не более 150-155 см,  коренастые, слегка полноватые, с узкими глазами, черными жесткими волосами. Они очень похожи на филиппинцев, тайцев и даже напоминают наши северные народы. У них короткая шея,  создается впечатление, что голова как бы лежит на груди, у мужчин не растут борода и усы, нет волос на груди. Жизненный тонус высокий, продолжительность жизни до 90 лет. Как майянцы оказались на этом континенте? Откуда пришли? Что послужило причиной их исчезновения: войны? Массовый голод? Природная катастрофа? Переход на другую ступень развития?
 
Очень удивил тот факт, что, несмотря на притеснения, индейцы Майа не вымерли совсем – в Мексике их сейчас насчитывается 350 тысяч человек. Они сохранили свою самобытность, язык, обычаи, веру. Сохраняя чистоту расы, они вступают в брак только с представителями своего народа. По складу характера майя – спокойные,  добродушные и веселые, они не нервничают, воспринимают обстоятельства как данность. Сейчас они больше используются как рабочая сила,  обслуживающий персонал, строители, таксисты. Вы не увидите ни одного пьяного, ни одного курящего майя. (Кстати, с курением в общественных местах и отелях очень строго, курить можно только на воздухе).
 
Виза.Мульти-виза в Мексику выдается на десять лет и оформляется около 10 дней (вклеивается в паспорт). Сейчас также введено упрощенное электронное разрешение, которое можно оформить самостоятельно на сайте Консульства (или с помощью менеджера турагентства),  оно дает право однократного въезда в страну. По нему вы не сможете съездить из Мексики, например, в Гватемалу.
 
Перелет.Авиакомпания «Трансаэро» выполняет прямой беспосадочный рейс. Время в пути 12-13 часов. Конечно, это утомительно,  но надо настроиться на длительный перелет, надеть удобную одежду,  взять тапочки, книгу – и время с дремотой, едой и просмотром фильма пройдет незаметно. Кормят 2 раза.
 
Отели в Канкуне и на Ривьере Майя отличаются своей концепцией. Канкун стоит на узкой полосе косы, напоминающей по форме цифру 7. Говорят, что его начали осваивать 30 лет назад по подобию кубинского курорта Варадеро. Цвет моря здесь насыщенно-бирюзовый, очень яркий. Барашки волн белые. Разбиваясь о берег, волны образуют белую полоску «молока». Очень красиво! Сказочно! Территория отелей хоть и не очень большая, но компактная. Все развлечения и магазины под рукой. Шумно, весело. Кстати, в Канкуне на море могут быть волны (особенно у длинной части цифры 7).
Отели курорта Ривьера Майя больше напоминают самодостаточные отели Доминиканы – большая зеленая территория, много бассейнов, ресторанов, развлечений, анимация, концерты, шоу. Здесь больше природы и уединения. И волны на этом курорте меньше, т.к. естественный риф (второй по величине после австралийского Большого Барьерного Рифа) защищает побережье.
 
Питание. Все отели работают по системе питания «все включено» - алкоголь, еда 24 часа в сутки. Питание – отличное,  каждый вечер устраиваются тематические ужины, по предварительной резервации вы можете посетить разные рестораны (традиционно – японский, мексиканский и стейк-хаус)  - в одном отеле их может быть от 4 до 12, а также  всевозможные бары. На завтрак может быть фреш, в том числе из сельдерея и кактуса, шампанское. Алкоголь по умолчанию подается местный – но если вы попросите выбрать эксклюзивное вино, вам поможет сомелье. Но местный алкоголь действительно хорош! И коктейли в барах подают от души. Очень вкусное местное юкатанское темное пиво – Servasa Negro. Попробуйте традиционное мексиканское блюдо – кочинита пибиль/пойо пибилиь – свинина/курица, маринованная со специями, уложенная в металлический ящик, который зарывается в землю и томится на углях много часов. Объеденье!  Кукурузные лепешки присутствуют на столе в разных видах – горячие в специальной плетеной корзиночке с крышечкой, сушеные и нарезанные, в виде чипсов (к ним предусмотрены различные соусы).
 
Номер. Приятно, что во всех номерах есть гладильная доска и утюг, это значительно облегчает жизнь. Розетки американского типа – с плоскими штырями (лучше купить заранее адаптер и взять с собой). В мини-баре в основном пиво, кола, вода. В некоторых отелях 5* были дозаторы для приготовления коктейлей с 4-мя бутылками крепкого алкоголя – виски, текила, ром и водка. На этажах в большинстве отелей есть машины для приготовления кубиков льда.
 
Экскурсии . Юкатан известен не только своими пляжами, но и следами индейской цивилизации. Здесь находятся удивительные города, зовущие нас из глубины своего таинственного прошлого, затерянные в сельве или расположенные на самом берегу Карибского моря - это Тулум, возвышающийся на холме над морем, и город Коба, хранящий секреты Дороги майя, а также Эк Балам, Ушмаль, Чичен Ица.
 
Религиозные обряды
Майя поклонялись огромному пантеону богов, каждый из которых требовал человеческих жертвоприношений. Людей приносили им в дар во время войн, стихийных бедствий, а также крупных религиозных праздников. Огромными эстрадами, где публично готовили кровавые подношения богам, становились пирамиды. Даже их форма была связана с исполнением этих страшных ритуалов. А происходило все следующим образом: предназначенного для заклания человека жрецы обмазывали священной краской, надевали ему на голову специальный жертвенный колпак и под аккомпанемент религиозных песнопений вели на вершину пирамиды. (Вероятно, жертву предварительно опаивали каким-то наркотическим напитком, чтобы парализовать волю, чтобы жертва не испытывала страха). Там четверо помощников священнослужителя, именовавшихся в честь бога дождя чаками, клали жертву на алтарь. Чаки держали руки и ноги несчастного, в то время как главный церемониймейстер ножом из обсидиана вскрывал его грудь. Вырвав еще живое сердце, он передавал его главному жрецу, и тот окроплял кровью изображение или статую бога, в честь которого совершали обряд. Потом мертвого человека сбрасывали вниз по ступеням, специально построенным крутыми, чтобы тело само скатывалось вниз, проливая при этом как можно больше крови, необходимой богам. Майя верили, что кровь — их любимейшая пища.
 
В сознании современного цивилизованного общества невозможно совместить жестокость церемоний жертвоприношения с гениальными достижениями этого высококультурного народа. Нелегко решить, какое из майяских достижений следует поставить на первое место: иероглифическую письменность (700 знаков), математику (ввели понятие ноля) или астрономию. Данные науки пригодились древним индейцам для составления 17 календарей. Одни из них могли отсчитывать время назад на десятки миллионов лет, другие — более точно, чем юлианский и современный григорианский календари, определяли продолжительность года. С их помощью майя предсказывали события, которые могли произойти через тысячи и даже сотни тысяч лет. Во многих из данных систем летоисчисления невозможно разобраться без совместной работы астрономов, астрологов, математиков и геологов. Но два основных календаря отличалось относительной простотой. Один из них был священным и назывался «цолькин», он состоял из 260 дней. Второй — 365?дневный хааб — употребляли в быту. Майя умели предугадывать солнечное затмение и вычислили траекторию движения Венеры.
 

ЧИЧЕН-ИЦА вход 116 песо с человека.

     Чичен-Ица - символ полуострова Юкатан. Как Красная площадь для России. Именно Чичен-Ице уделяется наибольшее внимание губернатором и правительством штата, к продвижению этого исторического памятника привлекают федеральные власти и международные организации. Изображение его главной пирамиды используется чаще, чем герб штата. В переводе с языка местных племен это название значит «Колодец племени Ица». Ар­хеологи считают его одним из религиозных «мест силы», связанных с культурой майя.
Приблизительный план самого города приведён ниже. Цифрами помечены основные сооружения Чичен-Ицы.
1. Священный сенот
2. Большая площадка для игры в мяч
3. Храм Бородатого человека
4. Храм Ягуара
5. Цомпантли
6. Платформа ягуаров и орлов
7. Платформа Венеры
8. Пирамида Кукулькана
9. Храм Воинов
10. Группа тысячи колонн
11. Могила Верховного жреца
12. Красный Дом
13. Сенот Штолок
14. Караколь
15. Женский монастырь
16. Иглесия
 
Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькана, которая находится в центре большой площади. Её еще называют «Эль-Кастильо» (что в переводе с испанского означает «замок»). Пирамида была построена в ХI веке и посвящена высшему богу. «Кукулькан» на языке майя означает «оперённый змей» (хотя чаще встречается менее правильный перевод — «пернатый змей»). Высота пирамиды 25 метров, на ее верхней площадке расположен храм.

Чудеса храма Кукулькана

Пирамиду в Чичен-Ице называют большим солнечным календарем. В ее основании лежит квадрат со стороной 55,5 м, высота сооружения достигает 25 м. На гранях пирамиды девять террас — по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир — то место, куда они отправлялись после смерти. К вершине строения ведет четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из них соответствовал определенному месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев. Все лестницы, в свою очередь, насчитывают по 91 ступени. Если эту цифру умножить на четыре (количество лестниц) и прибавить еще одну ступень — платформу на вершине, на которой стоит храм, то получится 365 — число дней в солнечном году. А каждую стену святилища украшают пятьдесят два каменных рельефа: 52 года составляют один календарный цикл тольтеков. На вершине пирамиды расположен небольшой, с четырьмя входами, храм строгих архитектурных форм, в котором совершались жертвоприношения. Вероятно, пирамида также служила и для астрономических наблюдений, ведь она к тому же строго ориентирована по сторонам света.
 
Но святилище Пернатого Змея обладает и другими феноменальными свойствами. Если бы строители сместили его хотя бы на один градус, то им бы не удалось достичь того особого визуального эффекта, что возникает два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, символами бога Кукулькана. В строго определенное время на ступенях этой лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды. Иллюзия длится 3 часа 22 минуты. Древним майя, наблюдавшим за действом, вероятно, казалось, что Кукулькан возвращается к жизни и нисходит на землю.
 
В настоящее время в дни весеннего и осеннего равноденствия, вокруг пирамиды творится нечто невообразимое. Тысячи посетителей из разных стран мира толпятся перед пирамидой. Только в эти дни, дважды в год, пирамида как будто оживает – по ее ступенькам сползает пернатый змей, бог Кетцалькоатль. Такой эффект создают солнечные лучи, обходя уступы пирамиды, из игры теней и света вырисовывается изображение снова живого древнего бога. Ровно 3 часа и 22 минуты толпа, затаив дыхание, смотрит на пирамиду –  сейчас, как, должно быть, и во времена древних майя. Каждый раз ровно в 17 часов 15 минут пирамида начинает свое световое шоу. Сначала в лучах вечернего солнца угол пирамиды отбрасывает тень, напоминающую хвост змея. Чем ниже опускается светило, тем изображение становится яснее. Уже через 15 минут видны все семь изгибов тела огромного змея, образованные тенью семи уступов пирамиды. Когда змей доползает до подножия пирамиды, картина особенно впечатляет: ведь внизу изображение совпадает со скульптурной головой змея, уже не световой иллюзией, а самой что ни на есть каменной, настоящей, полгода ожидающей у подножия пирамиды. Ожидание возвращения Солнечного бога, творца и покровителя мира Кетцалькоатля стало ведущим мотивом мифологии и ритуалов майя. Остается только удивляться гению древних строителей!
 
Подниматься на пирамиду запрещено. Как впрочем, и на другие сооружения Чичен-Ицы.
 
Однако это не единственный «спец-эффект» потрясающего строения. Майя снова удивили ученых, установивших, что пирамида является… гигантским резонатором. Звук от шагов людей, поднимающихся по лестнице с внешней стороны сооружения, трансформируется внутри пирамиды в точную имитацию голоса кетцаля — священной птицы майя (ее название — составная часть имени Кетцалькоатля). Вероятно, крики кетцаля также играли немаловажную роль в священных обрядах. Пока еще остается загадкой, как древние строители сумели рассчитать нужным образом толщину сложенных из известняка стен и акустику залов пирамиды. Кстати, тот же звук можно воспроизвести, если, стоя на определенном расстоянии от северной грани пирамиды, громко хлопнуть в ладоши или издать другой резкий звук.                         
 
В Чичен-Ица находится самая большая в Месоамерике площадка для игры в мяч. Игра в мяч (на языке майя «пок та пок») у древних майя имела ритуальный характер, поэтому игровые площадки были неизменным элементом всех городов майя. В Чичен-Ице их было как минимум 12. Но среди вполне обычных стадионов в этом городе был грандиозный Большой стадион, который, без сомнения, был сооружен, чтобы увековечить память о военных успехах правителей. Большой стадион не имел себе равных ни по размеру, ни по красоте сооружений, окружавших со всех сторон площадку для игры в мяч. Это целый архитектурный комплекс, состоящий из окруженной стенами площадки и четырех храмов. Стены украшены барельефами с изображениями моментов игры, игроков в своеобразных одеждах и событий, сопутствующих игре. Поразительны размеры сооружения. Общая длина площадки для игры в мяч 147 метров, ширина 36 метров, кольца встроены на высоте 8(!) метров! Сложно представить, как можно было играть на поле такого масштаба. Саму площадку древние строители сориентировали почти строго с севера на юг. На высокой двухметровой панели возвышались массивные громады трибун — восточной и западной. Стены трибун поднимались вверх от панели еще на 6 метров. Прибавьте к ним высоту самих панелей, и получится, что зрители наблюдали за игрой с отвесной стены восьмиметровой высоты! Это обеспечивало им безопасность. Литой каучуковый мяч, которым сражались игроки, летел с такой силой, что мог убить зазевавшегося или не очень расторопного игрока, а тем более зрителя, не тренированного для подобных забав.
 
Традиция игры в мяч у древних майя предполагала комплект снаряжения, который состоял из «хомута» (он закреплялся на поясе игрока), наколенников, защитной обмотки на руках и под «хомутом», а также каменной биты, по форме напоминающей гирю. Тяжелый (до 2 кг) каучуковый мяч размером с человеческую голову принимался на «хомут» или отбивался битой. Дотрагиваться до мяча игроки могли лишь бедрами, локтями и коленями. Бросать мяч рукой или ударять ступней категорически запрещалось. Такая игра на практике превращалась в динамичный гладиаторский поединок, где ошибка могла стоить игроку жизни. Много часов длилась игра. Попасть в кольцо было невероятно трудно, так как его диаметр был лишь на ничтожно малую величину больше диаметра мяча. Между тем каждый неудачный удар, заканчивавшийся столкновением с кольцом, засчитывался как штрафное очко (кольцо имело вид свернувшегося Пернатого змея или головы священного попугая гуакамайя, прикосновение к которым считалось великим кощунством). Побеждала команда, которой удавалось, наконец, забить мяч.
 
Соревнование носило ритуальный, магический характер, о чем, в частности, свидетельствует эпос майя «Пополь-Вух». Игра заканчивалась ритуалом жертвоприношения богу Солнца. После игры на высокой стене, служившей платформой Южного храма, жрецы зажигали каучуковые мячи. Густой дым, медленно поднимавшийся к небу, извещал о начале жестокого церемониала. Закон священной игры требовал смерти капитана проигравшей команды…
 
Также площадка для игры в мяч имела удивительные акустические свойства. Два человека, один из которых находился в Северном храме, а другой — в Южном, могли совершенно спокойно беседовать друг с другом, ничуть не напрягая голоса, хотя их разделяло расстояние в полторы сотни метров! Более того, никто другой (если только он не стоял рядом с беседующими) не мог услышать их разговор.  
 
С севера и с юга площадку ограничивали каменные стены. В центре каждой из них прямо друг против друга стояли два небольших великолепных храма. Но самым замечательным сооружением Большого стадиона Чичен-Ицы был храм Ягуара с пирамидальным основанием, построенный на восточной трибуне. Назван храм таким образом из-за того, что были найдены фигуры ягуаров, которые украшали его фасад. Лестницы, которые ведут во внутреннюю часть храма, украшены скульптурами, символизирующими гремучую змею, которая является священной для майя. Храм включает в себя два святилища - верхнее и нижнее, которые иногда называют соответственно Верхний и Нижний храм ягуара. Внутренние стены храмов украшены сценами войн. Вход в нижнее святилище Храма ягуара находится с внешней стороны площадки. При входе в нижнее святилище стоит стилизованная фигура ягуара, которая и дала название всему этому комплексу. Он господствовал над всеми остальными сооружениями стадиона. В храме находился каменный трон, с которого правитель Чичен-Ицы наблюдал за священной игрой.
 
Платформа ягуаров и орлов (Platforma de Tigers y Aguies) расположена к северо-западу от пирамиды Кукулькана. Храм имеет квадратную форму с четырьмя лестницами, украшенными головами змей. Если приглядеться к рельефным изображениям на стенах, можно обнаружить, что ягуары и орлы пожирают человеческие сердца.
 
Рядом с Платформой ягуаров и орлов расположен Цомпантли (Tzompantli), или Храм черепов. Цомпантли представляет собой Т-образную платформу, стены которой покрыты рельефными изображениями черепов. Каменная стена цомпантли являлась основанием для деревянных рам, на которых, как косточки на счеты, вешались черепа убитых врагов и принесённых в жертву людей.
 
С западной стороны большой площади, в центре которой расположена пирамида Кукулькана, находится Храм воинов. В основе Храма воинов лежит ступенчатая пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня. Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины. Считается, что когда-то колонны поддерживали крышу. Здесь же, напротив главной двери храма, находится красивая статуя Чак-Мооля, держащего в руках чашу, предназначенную для даров богам. Этот Чак-Мооль был найден внутри Храма Воинов, где находятся остатки предыдущей постройки, получившей название Храм бога дождя. Роспись на двух скамьях в этом храме представляет собой изображения тольтекских правителей, сидящих на тронах в форме ягуара.  
 
С южной стороны Храма воинов находится так называемая Группа тысячи колонн (Grupo de las Mil Columnas). Она формируется тремя колоннадами, окаймляющими с трех сторон большую площадку. Кстати, с четвертой, южной, стороны этой площадки расположено здание, называемое почему-то Рынок – Mercado. Некоторыми учёными считается, что изначально над этими колоннами была тростниковая крыша, а под ним располагался рынок. Западная колоннада, началом которой служат колонны перед Храмом воинов, тянется на юг на 125 м при ширине 11 м. Другая колоннада проходит вдоль южной стороны храма и также тянется почти на 125 м. Эта колоннада, носящая название северной, насчитывает 156 колонн, расположенных в 10 рядов. (Кстати, ширина этой колоннады - 20 м).
 
От пирамиды Кукулькана на север идет прямая дорога шириной 10 м. Эта выложенная из камней дорога длиной около 300 м приводит к так называемому Священному сеноту (Cenote de Sacrificios). "Сенот" можно перевести как "колодец", однако диаметр этого колодца около 60 м. Его общая глубина - около 50 м, вода в настоящее время находится примерно на 20 м ниже края колодца. Сюда жрецы майя сбрасывали людей, приносимых в жертву богам. Поэтому это место известно ещё как "Колодец смерти". Начиная с 1923 года, американец Эдвард Томпсон, который был консулом в Мериде, в течение нескольких лет проводил исследование сенота. Несколько раз он сам спускался в водолазном костюме на дно колодца. Остатки скелетов, извлеченных со дна Колодца смерти, подтвердили его зловещее название. Было извлечено также большое количество украшений и предметов быта древних майя.
 
Кстати, в Чичен-Ице существует и еще один водоем - сенот Штолок (Xtoloc Cenote), находящийся к югу от пирамиды Кукулькана. Он меньше Священного сенота и использовался исключительно как источник питьевой воды. Полуостров Юкатан можно сравнить со швейцарским сыром: в его почве много подземных глубоких «дырок» с отвесными стенами. Дождь в этих местах идет редко, но зато вода, просачиваясь сквозь пористый известняк, превращает сеноты в питьевые резервуары. Майя молились богу дождя Чаку и фактически пили «намоленную» воду.
 
Платформа Венеры (Plataforma de Venus), находящаяся к северу от Эль-Кастильо прямо у начала дороги к Священному сеноту также служила местом жертвоприношений. Двигаясь от Эль-Кастильо  на юго-запад,  мы видим небольшую пирамиду, которая называется Могила Верховного жреца (Tumba del Gran Sacerdote). Свое название она получила потому, что на её верхней площадке обнаружено семь надгробий, свидетельствующих о захоронении важных людей города. Внутри неё было обнаружено вертикальное отверстие, которое ведет к природной пещере, где были найдены человеческие останки, изделия из нефрита и множество других предметов, находящихся теперь в музеях. Часто это сооружение называют просто Малой пирамидой. Её высота составляет 10 м.
 
В северной части площадки расположен Храм Бородатого человека (Temple of the Beared Man). В этом храме замечательная акустика, позволяющая слышать шепот человека в любой точке зала.
 
Далее к югу находится так называемый Красный дом (La Casa Colorada). Своё название Красный дом получил из-за красной краски на фасаде. Красный дом - типичное сооружение древних майя. Его крыша украшена характерными изображениями носатого бога дождя Чака.
 
К юго-востоку от Красного дома находится одна из самых известных достопримечательностей Чичен-Ицы - Караколь (El Caracol), что в переводе с испанского означает "раковина улитки".
 
Это грандиозное сооружение представляет собой башню, находящуюся на двойной платформе. Считается, что башня Караколя использовалась майя для астрономических наблюдений, поэтому часто это сооружение называют Обсерваторией.  К сожалению, верхняя часть башни серьёзно повреждена.
 
К югу от Караколя находится мощное сооружение, имеющее основание размером 70 м на 35 м и поднимающееся над землей почти на 20 м. По каким-то непонятным причинам это сооружение напомнило испанцам, впервые увидевшим его, монастырь и они назвали его Женский монастырь (Las Monjas). Вообще-то по внешнему виду он скорее напоминает дворец. Широкая лестница, расположенная с северной стороны Монастыря и разделяющая его как бы на две части, позволяет подняться наверх, где собственно и находится сам "монастырь". Монастырь украшен рельефными узорами и масками бога Чака. С восточной стороны к основному зданию Монастыря почти вплотную стоит так называемая Иглесия (La Iglecia), что в переводе с испанского означает "церковь". Это здание, естественно, не имеющее никакого отношения к церкви, получило такое название исключительно по аналогии с Монастырём. Оно также украшено рельефом и масками Чака.
 
После посещения пирамид вы отправитесь купаться в подземное озеро, находящееся в пещере - сеноте. В карстовой породе природой вырублена огромная дыра в земле, глубиной до 100 м, а внизу плещется кристально чистая вода. Когда заглядываешь в этот колодец, обрамленный зеленью, сверху, то видишь темную синеву воды и спускающиеся вниз лианы. Вид снизу, с подземного сенота, еще более потрясающий: над тобой сверху виден кусочек яркого неба, свисают лианы, проносятся птицы. 
 

 УШМАЛЬ Вход 116 песо

Останки древнего города майя под названием Ушмаль (Uxmal) находятся во второй по величине области обитания майя Пуук (буквально «Страна низких холмов») в 80 км к югу от города Мерида. Своего расцвета Ушмаль достиг в 600-900 годах. В XI веке жизнь в городе замирает. "Ош-маль" означает на языке майя "построенный, или рожденный, трижды". Исследования развалин показали, что город действительно несколько раз восстанавливался заново, и название, таким образом, скорее всего, отражает реальный факт.
Европейцы узнали об этом древнем городе в XVI веке. Однако широкую известность Ушмаль получил после того, как в 1836 году его развалины обследовал граф де Вальдек, а в 1840 году Джон Стефенс. Широкомасштабные работы по изучению и восстановлению древнего города начались в 1929 году. Ушмаль - это именно развалины древнего города. Поблизости нет никаких селений.
 
Главной достопримечательностью Ушмаля является Пирамида Волшебника (Piramide del Adivino) или Карлика. Она возвышается над землей на 37 метров и венчается храмом, поэтому все это сооружение называют также храм Волшебника (Templo del Adivino). В отличие от других пирамид майя, пирамида Волшебника имеет овальное основание. Размеры основания: 50 м по оси север-юг и 70 м по оси запад-восток. Наверх пирамиды ведут две лестницы: по восточной и западной её сторонам.
 
По преданию, пирамида была построена за одну ночь могущественным карликом-волшебником, ставшим после этого правителем Ушмаля. Дело якобы происходило так.
Неподалеку от Ушмаля  жила целительница-колдунья.  Однажды в лесу она нашла выброшенного уродливого младенца. Она подобрала его и вырастила. Мальчик быстро мужал. За один год он научился всему, что нужно человеку для жизни. Только тело у него не изме­нилось. Он не рос, остался таким же, каким появился на свет, — карликом.
Спустя несколько лет колдунья послала сына к Правителю Ушмаля, чтобы сын потребовал освободить престол.  У Правителя был прием гостей. Сначала он схватился за топор, чтобы разделаться с карликом, но, удивившись его наглости, засмеялся, одарил дарами и отпустил домой. Мать сказала: «Я не за этим тебя посылала, иди вновь к  Правителю и добивайся своего».  Карлик вновь пошел во дворец с требованием освободить престол. Правитель уже не смеялся, он был разгневан,  но не убил карлика, а даровал ему жизнь. Карлик вернулся домой. Мать снова отправила его к  Правителю. Тот согласился освободить место, если карлик сделает то, что не сможет сделать никто, даже сам  Правитель.  Карлик пошел домой в унынии. Но мать успокоила его. И когда утром Правитель и Карлик поднялись на террасу дворца, то увидели выросшую за ночь овальную Пирамиду Карлика – грандиозное здание, которое стоит в Ушмале и поныне.
 
А поскольку и это испытание карлик выдержал, то Правитель вынудил его принять новый бой. Для поединка, состоявшегося во дворе дворца, на котором присутствовала вся знать и все жрецы, индейский правитель избрал особый вид оружия — твердые, как кремень, орехи кокойоль. Соперники, так установил властелин, должны были расколоть орех собственной головой. Первым должен был сделать это карлик. Но, охраняемый волшебством своей матери-колдуньи, он не разбил себе черепа. Наоборот, твердые кокойоли раскрылись сами. Теперь была очередь правителя. Он со всей силой стукнул орехом по лбу — и упал наземь замертво. Итак, ушмальский властитель был мертв, а знать и жрецы возгласили, как это бывает: «Правитель мертв, да здравствует новый правитель!» Им стал этот  крошечный господин великого Ушмаля. И потомки его якобы правили Ушмалем до тех пор, пока пуукский город не был покинут во второй раз.
 
 
Ученые установили, что нынешний свой вид пирамида Волшебника получила в результате последовательной перестройки нескольких храмов, остатки которых покоятся в теле пирамиды. Следы двух из этих храмов можно увидеть на западной (задней) стороне пирамиды. В самом низу сохранился вход в святилище, принадлежащее, по всей видимости, самому первому храму, сооруженному на этом месте. Поднимаясь по лестнице, идущей по западной стороне пирамиды, попадаем к еще одному святилищу. И лестница, и это святилище относятся к храму, непосредственно предшествующему нынешнему.
 
За храмом Волшебника (к западу от него) на возвышенности находится так называемый Женский монастырь (Candrangulo de las Monjas). Женский монастырь - это четыре здания, образующие прямоугольник. Все здания состоят из небольших комнат, общее число которых равно 74. Когда первые европейцы (а это были испанские монахи) увидели эти комнаты, они приняли их за кельи, а сами здания за монастырь. Отсюда и происходит название - Женский монастырь. Что же было здесь во времена майя на самом деле - неизвестно, хотя ученые и не исключают, что здесь действительно жили жрецы майя.
 
 
Самым впечатляющим в монастыре является Северное здание, которое является и самым старым по времени постройки. Северное здание стоит на земляной платформе, возвышающейся над землей на 7 метров. Длина Северного здания 81 м. Фасад здания украшен изображениями индейского бога дождя и плодородия Чака. Северное здание имеет 11 входов со стороны внутреннего двора, ведущих в 24 комнаты. Внутрь монастыря можно попасть через арочные ворота в Южном здании. Верхнюю часть каждого из зданий монастыря украшает изящный рельеф.                            
 
От южного корпуса Монастыря идем на площадку для игры в мяч (Juego de Pelota), которая имеет 54 м в длину и 10 в ширину. Игра в мяч у древних майя имела ритуальный характер, поэтому площадка для игры была практически в каждом городе. Самое интересное, что сведения об играх в мяч древних майя настолько скудны и противоречивы, что до сих пор ученые спорят о правилах этих игр. Кстати, строительство площадки относят к середине VII века.
 
Пройдя площадку для игры в мяч, оказываемся перед огромной землянной платформой, на которой расположен целый комплекс зданий. Высота этой платформы 12 метров.
Поднимаемся наверх с восточной стороны и оказываемся перед Дворцом Правителя (Palacio del Gobernador). Размеры дворца составляют: длина - 98 м, ширина 12 м, высота - 8 м. Дворец был построен, по мнению ученых, в начале X века и является одной из последних крупных построек в Ушмале. Здесь обитал правитель Ушмаля, носивший титул "халач-виника", что означает на языке майя "великий человек".  Дворец состоит из прямоугольной центральной части, к которой примыкают два квадратных крыла. Центральная часть дворца разделена на два огромных зала, к которым с каждой стороны примыкает по четыре небольших комнаты. Каждое боковое крыло дворца состоит из 16 комнат. Верхнюю часть дворца украшает огромный рельеф высотой 3 метра, сложенный примерно из 20 тыс. каменных плит и занимающий около 700 кв.м. Главный мотив рельефа - индейский бог дождя и плодородия Чак. По углам дворец также украшен масками Чака, которые выделяются характерными большими изогнутыми носами. На площадке перед дворцом расположен небольшой каменный постамент, на котором находится стилизованная скульптура двухголового ягуара. Считается, что это - своеобразный трон.
 
За Дворцом правителя к северо-западу от него находится так называемый храм Черепах (Templo de las Tortugas), который получил свое название по орнаменту вдоль верхней части здания, выполненному в виде черепах.
 
От храма Черепах вдоль задней стороны Дворца Правителя двигаемся к следующей достопримечательности Ушмаля - Большой пирамиде (Gran Piramide).  Большая пирамида, на верней площадке которой находится храм, поднимается на высоту 32 метра. В настоящее время расчищена только северная сторона пирамиды.
ноябрь 2010г.              
 
За Большой пирамидой (с западной ее стороны) находится прямоугольная площадка, вдоль северного края которой расположено интересное сооружение - так называемый Дом голубей (House of the Pigeons). Это сооружение, больше всего напоминающее остаток какой-то стены, получило свое названия по остроконечным навершиям, видимо, напомнившим кому-то голубятню. Пока нет единого мнения, что здесь было во времена древних майя.
 
По всей территории ползает огромное количество игуан и варанов. Иногда они просто сливаются с пейзажем. Некоторые совсем даже не из пугливых.
 
К югу от площадки расположен так называемый Южный храм (Templo Sur), представляющий собой еще одну пирамиду, правда, до сих пор не раскопанную.
 

ТУЛУМ (Вход - 50 песо).

Тулум — доколумбовый город цивилизации майя, служивший портом для города Коба. Руины расположены на 12-метровых утёсах восточного берега полуострова Юкатан в мексиканском штате Кинтана-Роо. С одной стороны Тулум защищали крутые утёсы, обрывающиеся в море, а со стороны суши — стена высотой 3-5 м. Крепостная стена была толщиной около 5-8 метров и имела длину 400 м с параллельной побережью стороны. Боковые части стены были длинной 170 м каждая. Столь монументальное укрепление говорит о высокой значимости города для майя. В юго-западном и северо-западном углах располагались строения, вероятно использовавшиеся как сторожевые башни. По два узких прохода располагались с северной и южной стороны, и ещё один находился в западной стене. Небольшой сенот у северной стены давал жителям города свежую воду. Эта внушительная оборонительная стена делает Тулум одним из наиболее известных укреплённых городов майя. (Даже само название "Тулум" означает "стена, ограда").
 
Из истории древнего города известно немного. Предполагают, что, расположенный в выгодной точке на берегу Карибского моря, Тулум был богатым торговым городом, и главным предметом торговли служили обсидиан (камень, являвшийся важнейшим материалом в жизни всех древних мексиканских цивилизаций - из него изготавливали орудия труда, украшения)  и жадеиты. Тулум так хорошо сохранился до наших дней потому, что, чуть ли не единственный из городов майя, не был заброшен к приезду конкистадоров. Этот факт и грозные стены Тулума заставляют предполагать, что именно он был последним оплотом индейцев Майя в Мексике, но доподлинно не известно даже это.
 
Архитектура Тулума традиционна, отличает ее только то, что Тулум, ограниченный стеною, собрал все свои памятники на сравнительно небольшом пространстве, тогда как другие города раскинулись на километры. Тулум удобен для осмотра туристами. Внутри стен города стеснились несколько храмов. Скорее всего, Тулум был важнейшим религиозным центром майя. Здесь поклонялись Спускающемуся богу, и его пирамида напоминает храмы Чичен-Ицы, только она намного меньше.                  
 
Археологи установили одну загадочную особенность пирамиды в Тулуме: в определенное время года солнце таким образом отражается от ее стен, что получаются яркие блики. Их видно с других пирамид, далеко заглубленных в сушу. Возможно, так древние жрецы майя общались между собою.
 
Среди достопримечательностей Тулума можно отметить Храм фресок, Храм моря, Храм спускающегося Бога, храм Ветра и целый ряд других построек. Наиболее выделяется Храм фресок, в состав которого входят две небольшие галереи — на первом и втором этаже. Статуи в нишах, изображающие майянского "Спускающегося бога" расположены по фасаду храма. Изображения данного божества также имеются в центральном храме Спускающегося бога — над входом в его западный павильон сохранилась лепная статуя бога, давшая название храму.
 
В центральном районе города также расположена Кастильо, имеющая высоту 7,5 м Крепость была построена на более старом здании, крыша которого поддерживалась колоннами и перекрытиями.
 
 
 
В том же месте расположена небольшая бухточка, пляж для высадки и расселина в утесах, что делало его идеальным для швартовки торговых лодок. Вероятно, такой набор географических особенностей и был причиной основания Тулума. Развалины тщательно охраняются, прошли те времена, когда можно было залезть внутрь зданий. Дорожки, ограждения не позволяют подойти вплотную. 
 
Город Тулум славится потрясающими видами на Карибское море. Говорят, только здесь растут пальмы, склоняющиеся к морю (на экскурсию рекомендуется брать купальник).
 
 
В Тулум нужно приезжать только с гидом или с экскурсией - каждая развалина - бывший дом, дворец, места жизнедеятельности маянцев - все уникально и требует детального рассказа. В этом городе также замечен феномен, который случается 2 раза в год: в день осеннего и весеннего равноденствия тени от всех построек делят данный город ровно по диагонали. Как маянцы много веков назад это спроектировали - до сих пор загадка….Особенно учитывая, что многие дома разрушены почти полностью, а тень два раза в год до сих пор делит город ровно на 2 части! А если вечером правильным образом развести огонь в самом высоком здании над обрывом, то получится действующий маяк.
 
Около входа (выхода) в Тулум есть магазинчики, где можно купить сувениры (цены нормальные, можно поторговаться), нам понадобились дождевики, т.к. в начале осмотра неожиданно пошел дождь. Настоящие майя, в раскраске и ритуальных нарядах, с томагавками и копьями с радостью позируют для фото с вами за 50 песо. На высотном шпиле 5 человек исполняют танец-жертвоприношение, как много лет назад… Необычная аура у этого места… Притягивает…
 

МЕРИДА

Основанная более 450 лет назад, Мерида стала самым первым городом Юкатана, построенным испанскими колонизаторами, а остальные города закладывались уже по его прямоугольному образцу (центральная площадь для парадов, обнесенная колоннадой,  а по ее сторонам - дворец правителя, административные здания, церковь, торговые ряды). Четкая геометрия улиц, живописные внутренние дворики, аркады – узнаваемые черты облика колониальных городов. Мерида - старинный город со своими традициями, ее еще называют Белый город -  из-за добываемого известняка и выкрашенных белой краской стен домов.
 
Город был основан в 1542 году конкистадором Франсиско де Монтехо на месте города майя Тхо, который также был известен под именем Ичкаанзихо, или «Город на пяти холмах». Этот город был центром культуры майя на протяжении многих столетий. Поэтому многие историки считают Мериду старейшим постоянно заселенным городом обеих Америк. При строительстве испанских колониальных зданий использовались резные камни древнего города Тхо. Их можно увидеть, например, в стенах главного собора. Большая часть архитектуры Мериды колониального периода по-прежнему украшает исторический центр города. Также с колониальных времен в городе сохранились остатки крепостной стены и ворота. С тех пор он значительно расширился далеко за пределы этой старой стены.
 
В конце XIX- начале XX века Мерида и окружающая ее область процветала в связи с производством хенекена - грубого волокна агавы, который известен также под названием «сизаль». Считалось, что в начале XX века в городке проживало больше миллионеров, чем в любом другом городе мира. Результатом такой концентрации богатства являются большие и сложные дома, расположенные на главном проспекте Пасео-де-Монтехо. Лишь в немногих из них сегодня проживают семьи. Большинство из них были отреставрированы и служат в качестве офисных зданий банков, страховых компаний, магазинов и уютных отелей. Исторический центр Мериды, являющийся самым крупным в Северной и Южной Америке, в настоящее время переживает настоящий Ренессанс - всюду идет реконструкция и восстановление.
 
Вы сможете осмотреть архитектурные памятники старины: построенную в 1598 году церковь, самую большую в Юкатане; муниципальный дворец; Каса дель Монтехо, построенный в 1542 семьей открывателя Мериды Франсиско де Монтехо и где на сегодняшний день находится филиал банка Мексики; Археологический музей, среди экспонатов которого есть сокровища из Чичен Ицы.
 
Город Мерида является культурным центром Мексики. В нем расположено множество музеев, художественных галерей, ресторанов, кинотеатров и магазинов. По улицам разъезжают кабриолеты. Сохранившиеся колониальные здания служат отличной декорацией, на фоне которой проходят фестивали с музыкой и танцами. По воскресеньям в историческом центре дороги для автомобилистов закрываются, и начинается праздник, представление, концерт, танцы.
 
В Мериде легко ориентироваться, а если Вы заблудились, приветливые жители с удовольствием покажут Вам дорогу. Это очень уютный, неспешный город с атмосферой вечного праздника. Кроме того, Вы не увидите нигде таких шляп из соломки, тканых женских рубашек уипиль с руническим орнаментом и знаменитых шелковых гамаков.
 

ЭК БАЛАМ (Вход - 33 песо)

Если Вы хотите посетить место эксклюзивного туризма, где Вы почувствуете всю силу мистики культуры Майя, Вы просто обязаны посетить Эк Балам. Эк Балам - археологический центр классического периода, где в последнее время были сделаны фантастические открытия, переворачивающие привычные представления о культуре Майя. Археологическая зона Эк-Балам (в переводе с языка майя "черный ягуар") лишь недавно была открыта для туристов. Археологи, исследующие этот район, обнаружили настоящие произведения искусства: гипсовые скульптуры и необычные барельефы. Очевидно, Эк-Балам в древние времена являлся одним из важнейших культурных центров майя. Здесь сохранились оригинальные мистические сооружения. Вход в главную пирамиду (крупнейшую на Юкатане) оформлен в виде пасти невиданного монстра, похожего на гигантскую змею. Ученые предполагают, что в эту чудовищную пасть, за которой скрывался обрыв (так называемые "врата ада"), бросали людей, приносимых в жертву богам. В Эк-Баламе также были обнаружены пирамиды-близнецы, вероятно, служившие для определения продолжительности дня и ночи. Архитектурные особенности здания свидетельствуют о том, что календарь майя был намного точнее григорианского, которым мы сейчас пользуемся.
 
Археологическая зона включает Акрополис с недавно обнаруженной потайной комнатой в виде гигантского лица, Поле для игры в мяч, Здания-Близнецы, Обсерваторию, Темаскаль (императорская баня). Это лишь часть достопримечательностей Эк Балама.        
 
Акрополь в северной части, крупнейшее сооружение города, включая могилу Ukit Kan Le’k Tok’ составляет 146 метров в длину, 55 метров в ширину и 29 метров в высоту. Гипсовый фриз, великолепно сохранившийся, представляет собой вход в виде открытой пасти с клыками змеи или монстра, а по бокам расположены фигуры крылатых воинов.          
С высоты Акрополя можно увидеть множество холмов среди джунглей. Это нераскопанные пирамиды. К сожалению, раскопки ведутся очень медленно, т.к. нет достаточного финансирования.
 

КОБА (Вход 90 $)  

Древний город Коба находится между двух озер в непроходимых джунглях и занимает огромную территорию. До конца XIX столетия древний город был скрыт под землей, археологические раскопки продолжаются по сей день, поэтому на поверхности только часть построек Кобы. Коба был одним из крупнейших городов индейцев майя во время классического периода, его население насчитывало около 50 тысяч жителей. Раньше это был город, конкурирующий с Чичен-Ицой. Примерно в это время (300-900 года нашей эры) была воздвигнута большая часть церемониальных строений. К сожалению, до сих пор неизвестны причины, по которым город был оставлен индейцами, но это случилось уже после высадки испанцев на Юкатан.
 
Название «Coba» переводится как «взволнованные воды». Всего в древнейшем городе располагается пять групп строений, но осмотреть туристам разрешается только те немногочисленные постройки, что очищены от вездесущих джунглей, а на некоторые из них можно даже подняться. Для осмотра довольно большой территории Кобы (руины занимают до 120 кв.км.) предлагается взять в аренду велосипед, для транспорта проложены специальные дорожки.
Кроме того, в городе Коба сохранились и доступны для осмотра 20 стел, многие из которых представляют собой настоящие произведения искусства. Их поверхность покрывалась твёрдым известковым раствором или зеленоватым вулканическим туфом, на который наносилась резьба. Перед стелой устанавливался невысокий алтарь с плоской вершиной.
 
Стелы майя имеют схожие сюжеты. На них обычно изображен богато одетый персонаж, чаще всего мужчина, держащий в руках особый символ — скипетр, вырезанный в форме человека-карлика. Очень распространён и другой вариант изображения на стелах, когда персонаж, одеяние которого не уступает по пышности нарядам первого героя, держащий в руках щит или копьё, попирает ногами распростёртого на земле пленника.
 
В Коба есть два поля для игры в традиционный для индейцев мяч с кольцами на стенах, пирамида Coba Crossroads Temple с окружностью в основании, а также храмы и другие ритуальные постройки майя. Считается, что архитектура Кобы и ритуальные рисунки на стенах строений аналогичны таковым в Тикале (Гватемала). Исследователи предполагают, что древние правители этих городов когда-то породнились для укрепления власти.
 
Чтобы увидеть в развалинах следы былого могущества, чтобы понять, что изображено на вертикальной стеле или алтаре, чтобы проникнуться атмосферой древности,  настоятельно рекомендую ехать сюда с экскурсоводом.
 
Пока прогулочным шагом мы шли по зеленой аллее, подходя то к одному, то к другому объекту внимания, мы не заметили, как прошли 2 километра. Мы узнали, что первая в истории человечества обсерватория находится именно в г.Коба- в наше время обсерватории строят до сих пор по маянскому образцу. 
 
Самая большая пирамида этого района и вторая по высоте из всех сохранившихся пирамид майя - Эль Кастийо (El Castillo) расположена в группе Нохох Мул (Nochoh Mul). Она возвышается на высоту 42 метра и состоит из 120 ступенек. На самом верху в небольшом ритуальном помещении сохранился алтарь для жертвоприношений. Для удобства подъема туристов на это величественное строение используются веревочные поручни,  натянутые по центру лестницы. Но и со страховкой это сделать не легко: ступени узкие, высокие и неровные - весьма неудобны как во время подъема, так и в большей степени во время спуска – их ширина составляет всего 10 сантиметров при высоте в 40. Но тех, кто преодолеет этот крутой и опасный путь, ожидает награда: чудесная картина с великолепным видом на джунгли.
 
Я поднималась на пирамиду, не держась за веревку, получив массу впечатлений от  крутизны подъема и страха оступиться. На вершине, я огляделась и замерла от красоты. Все во мне ликовало! От территории Коба исходила безумная энергетика – слепящая голубизна неба,  яркая густая зелень, руины древних пирамид… Священное дерево эйва... В Коба далекое прошлое кажется не таким уж далеким, оно видится «лицом к лицу». И вместе с тем здесь так тихо, уютно, уединенно,  дышится легко, пахнет свежестью, поют птицы –  начинаешь ощущать спокойствие и гармонию.
 
Обратная дорога была очень приятной – мы за 5$ наняли велорикшу (майянец на трехколесном велосипеде с небольшой коляской) и с ветерком домчались до начального пункта осмотра города.
 
Именно здесь мы увидели знаменитые каменные дороги майя, которые тянутся на сотни километров. По всей территории развалин расходятся радиальные дорожки из камня и гипса вплоть до Карибского побережья. Таких дорожек около 40, причем самая длинная достигает 100-километровой длины. Назначение этих  прекрасно сохранившихся «автострад» совершенно непонятно. Ведь, говорят, индейская цивилизация не знала колеса! Куда ведут эти дороги? Предполагают, что они соединяли храмовые комплексы. Может,  жрецы устраивали «крестные ходы»?                                                                    
Помните, одежда для восхождения должна быть удобной, а обувь закрытой.
 

ПАРК  XCARET (Вход 79 $).

Для тех, кто не любит сидеть на одном месте, очень рекомендую съездить в парк Шкарет. В этом парке собрана вся флора и фауна Мексики, которая не входит в красную книгу и не относится к редким видам. Это как Зоопарк в парке с той лишь разницей, что животные не в клетках, а находятся за натуральным ограждением. Например, ягуары и пумы ограждены рвом и небольшим каменным заграждением, ярко красные и зеленые попугаи сидят на насестах, деревьях, неторопливо прогуливаются фламинго по своему водоему.  Мимо них можно свободно ходить, фотографировать. В Шкарете есть вольер с бабочками, бассейн с огромными черепахами,  большой аквариум  с дельфинами, бегемоты… На дорожках  парка вы можете встретить варанов, ящериц. При входе в парк выдается подробная карта, на всех тропинках есть обозначения и указатели. Непременно возьмите купальник, потому что там можно  искупаться, покачаться в пальмовой роще в гамаке, поплавать возле рифа с аквалангом или в бассейне с акулами.
 
Для  новизны ощущений рекомендую в парке Шкарет сплавиться по подземным рекам - полотенца, маски,  спасательные жилеты для посещения подводных рек  выдают. Есть две реки - открытая и закрытая, они ведут от начала Шкарета в сторону моря (метров 400), чтобы всю реку проплыть (в некоторых местах вы просто расслабляетесь, и легкое течение вас несет само) уйдет минут 45. В некоторых местах есть выходы на берег раньше (4 остановки), поэтому в любой момент можно выйти из воды и идти по земле пешком.
 
Пока вы плывете по реке, фотограф в разных местах делает фото. Не забудьте его забрать на выходе из парка (1фото=16$).
 
 
Вечером в Шкарете проводится несколько разных шоу. Мы посмотрели костюмированное шоу с индейцами майя Peublo Maya, шоу наездников на лошадях,  шоу, рассказывающее об истории Мексики до и после ее завоевания испанскими конкистадорами в Главном театре – именно там мы увидели, как играют индейцы майя в мяч. На это шоу нужно приходить пораньше, т.к. места в билетах не обозначены, а театр всегда полон. Пока мы гуляли по парку, мы сфотографировались с индейцами, зашли в музей, церковь, побывали в помещении со звуковыми эффектами, обошли «кладбище», где каждое надгробие, детали его оформления и надпись на нем – пронизано (не удивляйтесь!) чувством юмора. Обед – шведский стол входит в стоимость билета.    
 
Недалеко от парка Шкарет есть еще один парк - XPLOR. Вход 100$. Это экстремальный парк развлечений – можно прокатиться на квадроцикле по пещере со свисающими сталактитами, плыть на каноэ в узких водных тоннелях, пролететь на тарзанке над джунглями на высоте птичьего полета и испытать еще много всяких острых ощущений. Если хотите заняться картингом, то возьмите с собой удостоверение личности и водительские права. Если вам нет 21 года,  вам не дадут сесть за руль!
 
Пиратское шоу «Капитан Хук». Туристов делят на две команды и рассаживают на два разных корабля, которые выходят в Карибское море. Пока ваш корабль идет вдоль берега моря вас развлекают, угощают напитками, смешат, устраивают конкурсы, кормят вкусным ужином. На закате  получаются отличные фото! А потом корабли сближаются и берут друг друга на абордаж. Стрельба, огонь, веревочные лестницы, драки – качественное костюмированное шоу со спецэффектами, все в восторге, особенно дети. Стоит удовольствие с включенным ужином и алкоголем 90$.
 
Из развлечений особо хочется отметить COCO BONGO, вход 50$. Это феерическое шоу, цирк с аттракционами, дискотека с отличной танцевальной музыкой – все сразу и в одном месте. Интересные декорации, огромный многослойный экран, артисты, как бы оживающие и «выходящие» из музыкального клипа к публике, чудеса эквилибристики, шикарные костюмы… Вы здесь одновременно и зритель, и участник. Чтобы охладить публику есть даже снежная пушка с настоящими снежинками. Два алкогольных напитка входят в стоимость.
 
ТЕМАСКАЛЬ -   майянская паровая баня (в переводе с ацтекского «дом горячих камней»). Но темаскаль – это не только баня, это нечто большее – это как семейная лечебница. В качестве терапевтического средства темаскаль применяли при различных расстройствах, в том числе при расстройстве желудочно-кишечного тракта, лихорадки. Темаскаль является лучшей помощью при отравлении от жала или укуса ядовитых насекомых и животных. Мексиканская баня является одним из самых мощных тонизирующих средств для улучшения настроения и поднятия духа. Темаскаль великолепно помогает при ревматизмах. Раньше темаскаль строили как иглу: внутри сфера, наверху отверстие, в середине яма, в которую вносят раскаленные вулканические камни. Сейчас это может быть домик из красного кирпича круглой формы, круглое окошко сверху (пуерта де ариба - "верхняя дверь") и основной выход-вход сориентирован на юг (а сур). Войти в темсакаль можно только согнувшись и внутри встать в полный рост невозможно.
 
"Наша дорога (вида -"жизнь") начинается на севере", - говорит шаман - "и направляется на юг, вы проживаете Темаскаль и выходите на юг, таким образом, вы начинаете свой путь, свою жизнь - с севера на юг. Темаскаль - это чрево Матери-Земли, женщины, которая Вас рожает, да и условия здесь не лучше", - смеется шаман - "влажно, жарко, терпеть надо…" В отличие от индейцев, испанцы не… мылись, и, видимо им каждодневный ритуал омовения, показался более чем странным. Кроме того, ритуал сопровождался песнопениями, молитвами, происходил в полуобнаженном виде и этого, конечно, испанцы-пуритане не могли вынести. Темаскаль был запрещен повсеместно, "они (испанцы) не понимали, что это была, в первую очередь, домашняя клиника, здесь рожали наши женщины, сюда их приводили и после родов, здесь лечили…" - добавляет шаман.
Перед посещением темаскаля шаман проводит обряд – разжигает огонь, проводит церемонию очищения благовонием копаль (типа нашего ладана), разогревает камни. Делается настой из 13 травяных сборов, им поливают камни, чтобы раскрылись чакры, и организм пришел в гармонию. Процедура посещения темаскаля делится на 4 этапа, символизирующих  четыре стихии:  вода (очищает), земля (придает стойкость и защищенность), воздух и огонь (наполняют дух энергией). Каждый внос камней, а их тоже четыре,  нужно приветствовать громким общим криком: «пьедра кальенте»! - "горячий камень!" и сопровождать бодрым, выражением уважения к ним "Яхуууу…!" - чтобы выдохнуть всю негативную энергию, принесенную с собой. Для усиления эффекта от ритуала используются музыкальные инструменты.
 
Между каждым вносом раскаленных камней около 20 минут, 20 минут постепенного и усиливающегося пара, потения и опьянения от запахов. Акустика в темаскале - замечательная, любая мантра (слог, слово, что угодно) входит с пол оборота в звуковой резонанс, ну а там где резонанс - там сила. Посетители друг друга не видят (темно, все входы закрыты), но чувствуют. "Tierra - mi cuerpo, aqua - mi sangre, aire - mi aliento, fuego - mi espiritu" - это слова замечательной песни, которую напевают в темаскале. " Земля - мое тело, вода - моя кровь, воздух - мой дух, огонь - моя душа."  Жар в темаскале очень сухой, внутри воду пить нельзя. Если жар становится нетерпимым, нужно лечь на бок в позу ребенка, чтобы энергия пошла по кругу, или поднять ноги на стену. Поскольку в темаскале человек находится в темноте, его ничего не отвлекает, он сосредотачивается на себе, собирая свои «я» в единое целое. Сильнейший ароматический эффект наряду с процессом вывода токсинов из Вашего организма - создают особое состояние расслабления.
 
Дальше следует обтирание мякотью свежего алое, теплый напиток  (оранжевая водичка, типа чая)… Выходишь, шатаясь к колодцу, берешь ведро воды. "Не охлаждаться надолго, сразу завернуться в простыню и лечь" - строго наказывает шаман. И тут-то и начинается тот самый "полет", о котором так много говорят все местные, на расслаблении. Позже во рту кусочек папайи, на лице - глиняная маска (косметологи бы позавидовали), а ноги растираются маслом с каким-то терпким запахом, делается массаж и дается время на отдых в гамаке. Идти в Темаскаль нужно отдохнувшим, нельзя накануне употреблять алкоголь. Последствия воздействия этой процедуры на организм могут быть разные, обычно человек приходит в себя не сразу…  А кого-то из наших российских туристов это совсем не впечатлило… Видимо, не прониклись…)))
 

ШОПИНГ

Из Мексики везут украшения из серебра, опалы, керамику, гамаки, пончо, нефритовые поделки, изделия из обсидиана, шляпы из соломки, сомбреро. Самые дешевые сувениры продаются на рынке возле Чичен Ицы.            
 
  
 
В обязательном порядке все туристы везут текилу – здесь она настоящая и качественная. Очень большой выбор и просто отличные цены в американском супермаркете Walmart . В аэропорту цены те же, но ассортимент не велик. Текила производится из голубой агавы и различается по выдержке, по составу агавы. Сначала агаву долго отваривают на пару, медленно охлаждают, после чего перемалывают и отжимают. Получается густая медовая вода (aquamiel) – сусло, которое бродит 2-5 дней, после чего оно перегоняется. Готовая текила выдерживается в дубовых бочках. Считается, что лучше всего для этой цели подходят бочки из-под американского виски – они и нужный цвет быстро дают, и правильные оттенки аромата. Самой дешевой будет tequila blanco (белая, с резким вкусом, выдерживается около месяца); чуть дороже будет reposado (выдерживается  от 3-х месяцев до года, имеет характерный золотистый оттенок) и anejo (выдерживается 5, реже 10 лет, янтарно-коньячный оттенок).
 
Если в составе обозначено 100% agave, это значит, что на текилу ушло 6- 7 кг голубой агавы, если надписи 100% нет, то в текиле содержание агавы не менее 51%, т.е. 3,5 кг голубой агавы на литр. Самая дорогая и раскрученная марка – это Herradura. Она стоит 60-80 долларов за бутылку. Но по рекомендациям местных жителей, гидов и Интернета мы узнали, что ничуть не хуже текила «Don Julio» (аньехо - 329 песо),  «1800»  - 293 песо, Сazadores (с оленем) – 212 песо за бутылку.  На подарки можно купить подешевле - репосадо Jose Cuervo по 89 песо за бутылку, репосадо Los Arango по 149 песо.
 
В наших магазинах вы встретите только категории сильвер, голд и платина, что соответствует бланко, репосада, аньехо. Поясню почему: лишь 13% экспортных поставок текилы из Мексики производится в бутилированном виде. Только Tequila Herradura бутилирует сама всю собственную продукцию, идущую на экспорт. Остальные мексиканские производители текилы доставляют ее танкерами, экономят на розливе и упаковке, следовательно, теряют контроль над дальнейшим качеством своего продукта.
 
В Мексике вы узнаете не только традиционный способ употребления текилы (лайм с солью), но и сможете попробовать текилу-«сангриту», когда к напитку подается стаканчик с томатным соком, в который добавляют лимон, пряности, разные соусы, перец чили. Или «текила-бум»: текила, ликер калуа, спрайт – стакан накрывают ладонью и ударяют донышком о барную стойку, слоистый коктейль мгновенно смешивается в однородный напиток.
 
В отельной зоне Канкуна находятся несколько крупных торговых центров: Cuculcan Plaza и La ISLA Plaza. Добраться туда можно на любом из автобусов, которые ходят каждые две минуты. Стоимость проезда 8,50 песо в одну сторону. Курс песо: 10-12,8 песо примерно 1 доллар США. Автобусы останавливаются по требованию и только на остановке, поэтому не забывайте водителю говорить «альто, пор фавор» (остановите, пожалуйста), они также понимают и по-английски. Мелкие деньги лучше приготовить заранее.
 
Мобильная связь в Мексике дорогая. Лучше заранее купить туристическую SIM-карту или переключиться на выгодный тариф типа «Мир без границ». В некоторых отелях Интернет в лобби предоставляется бесплатно, но чаще оплачивается отдельно 3-5$ за час.
 

МОРЕ

Конечно же, Карибское море - это зрелище, которое нельзя забыть. Море – это главный персонаж пьесы под названием «карибские каникулы». Этот ослепительно-бирюзовый цвет до сих пор стоит у меня перед глазами. Барашки волн без устали взбивают молочную пену. Белый и мелкий, как пудра, кварцевый песок дает ощущение бархатистой прохлады.
 
Хотите новых ощущений – попробуйте на вкус Карибы – вам понравится!
 
Вам будут шелестеть пальмы, шептать свои сказки лазурные волны, а текила и вкусные коктейли дополнят ощущение праздника.
 
А загадки майя?..
   
Как будет на испанском: «Хочу вернуться»?
 
                                                                                              
Впечатлениями поделилась – директор «Холидей-Тур» Тряскина Ольга,  ноябрь 2010г.